Роману Аранину, гендиректору компании Observer, 47 лет. Он передвигается на инвалидной коляске, которой управляет с помощью джойстика. Это средство передвижения предприниматель придумал сам, а друг помог спроектировать. Затем они наладили производство таких колясок-вездеходов Obserber в Калининграде. Несмотря на то что предприниматель не может ходить и даже печатать на клавиатуре, он работает по 14 часов в сутки и не жалуется на жизнь.
Принципы Романа Аранина
«Схема такая: человек сломался, завтра ушла жена, послезавтра кончились деньги, потом партнеры по бизнесу кинули. И он остался на пятом этаже хрущевки со старенькой мамой. Это типовая история».
«Когда у нас, наконец, появится средний класс, мелкий бизнес со своим мнением, который не спрашивает государство, как делать, который не говорит «дайте мне, дайте, вы обязаны», а который в состоянии принимать свои решения, сам что-то делать, вот тогда у нас все будет хорошо».
«Меня друзья-американцы научили. Если возникли какие-то сложности, то надо посмотреть на это как на приключение. В прошлой жизни все было легко. Мне перло… А потом бог сказал — а вот так слабо? Нет, не слабо».
«Когда ты делаешь что-то, что до тебя не делал никто, ты создаешь правила. Ты их диктуешь — должно быть вот так. А другие тебя должны догонять. Вот это кайф».
«[Моя история] воодушевит многих обычных людей. Если этот гаврик, полностью парализованный, который голосом печатает, смог, то и я смогу тоже... Надо не бояться, а делать. Можно сколько угодно стоять на берегу. Но пока не прыгнешь в воду, не поплывешь».
Роман Аранин — выпускник Харьковского военного авиационного училища летчиков им. С.И.Грицаева. Однако по специальности работал недолго, в 1990-е переехал в Калининград и занялся торговым бизнесом. Он успешно строил сеть магазинов сантехники и обоев, а параллельно увлекался экстремальными видами спорта — виндсерфингом и полетами на параплане. «Параплан по ощущениям сродни самому хорошему сексу», — признается в интервью РБК Аранин.
В 2004 году очередной полет закончился трагически — предприниматель упал с 30-метровой высоты. Он сломал шейный отдел позвоночника и оказался парализован — первое время мог двигать только глазами и мышцами лица. На реабилитацию ушло $350 тыс. и шесть лет. Аранин вновь научился разговаривать и частично управлять движением рук и пальцев.
Аранину потребовалась особенная инвалидная коляска, которой можно было бы управлять с помощью джойстика. «Вся индустрия заточена только под спинальников, у кого работают руки. А для людей, у которых только голова работает, нет ничего», — сетует он в интервью РБК.
Один из друзей предпринимателя — инженер Борис Ефимов (сейчас ему принадлежит 25% Observer, столько же у Натальи Губановой и оставшиеся 50% — у Аранина) помог в 2010 году сконструировать «Проходимца» — первую коляску, на которой Аранин смог передвигаться без посторонней помощи. Предприниматель решил присоединить к своей электроколяске гироскоп — устройство, которое приводит сиденье в горизонтальное положение, когда коляска едет по неровной поверхности. Широкие колеса и гироскоп придали коляске качества внедорожника.
Роман Аранин сначала заказал коляску для себя на одном из заводов Тайваня, а потом, когда видео с коляской появилось в интернете и посыпались запросы потенциальных клиентов, решил создать новый бизнес по производству и продаже колясок. В организацию небольшого производства в Калининграде в 2010 году он вложил €10 тыс. — эти деньги ему одолжили друзья-однокашники. Сейчас на производстве работают 25 человек, среди них восемь инвалидов-колясочников. К 2021 году Аранин рассчитывает открыть новую производственную площадку, которая сможет выпускать 2,5 тыс. электроколясок в год.
По словам Аранина, 80% покупателей колясок сейчас — это инвалиды, которые живут на четвертом-пятом этаже хрущевок. В их домах нет лифта, поэтому Аранин снабдил свои коляски ступенькоходами. В 2016 году фабрика Аранина выпустила 60 таких колясок-вездеходов.
Рынок колясок
По официальным данным, в России живут 300 тыс. инвалидов-колясочников. Ежегодно государство обеспечивает колясками 149 тыс. инвалидов, подсчитали специалисты компании «Отто Бокк Мобилити». Самые распространенные коляски — это недорогие модели с ручным приводом, их около 120 тыс. штук, еще 15 тыс. штук — это детские инвалидные коляски, 10 тыс. штук — электроколяски и 4 тыс. штук — коляски активного типа для занятий спортом и путешествий.
По данным аналитической компании Tebiz Group, более 79% отечественного рынка колясок — это продукция зарубежных производителей. Лидером по импортным поставкам в 2016 году был Китай, на его долю приходилось 83%. Крупнейший импортер — Jiangsu Yuyue Medical Equipment & Supply с долей 19,2%. Однако благодаря девальвации рубля в конце 2014 года успешно развиваются и отечественные производители. Крупнейшие — «Отто Бокк Мобилити» из Тольятти, подмосковная «Инкар-М», московская «Катаржина» и др.
Стоимость коляски «Observer Максимус» — около 600 тыс. руб., но Observer продает и более простые и дешевые модели от других производителей — их стоимость начинается от нескольких десятков тысяч рублей. По идее, получить деньги на покупку коляски-вездехода Observer может любой инвалид, утверждает директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow Игорь Гаков. Для этого нужно, чтобы такое техническое средство было вписано в индивидуальную программу реабилитации. Но добиться этого непросто — нужно побороться с российской бюрократией.
Роман Аранин признает, что ему повезло. После того как он начал новый бизнес, электроколяски попали в федеральный перечень средств реабилитации инвалидов. И сейчас 90% выручки Observer приходится на государственный канал продаж: коляски покупает Фонд социального страхования либо инвалиды напрямую, но позже получают компенсацию от государства. Еще 5% приходится на обеспеченных инвалидов, которые платят из своего кармана, и 5% — на благотворительные фонды.
Аранин надеется наладить стабильный сбыт за рубежом — первые заказы были из Англии и Испании. Там проблема ступенек не так актуальна, как правило, коляски-вездеходы покупают для загородных прогулок.
Помимо бизнеса предприниматель занимается и социальными проектами — он учредил общественную организацию инвалидов «Ковчег» и три года входил в состав общественного совета при главе Калининграда, налаживая в городе безбарьерную среду. Например, он установил лифт-платформу в Музее янтаря и добился создания специального пляжа для инвалидов.
Взгляд со стороны
«Он не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях?»
Игорь Гаков, директор дистрибьюторской компании Wheelchairs Moscow, руководитель проекта «Открытая планета»
«То, что делает Роман Аранин, — это коляски для людей с очень большими ограничениями. И он, по сути, не только занимается бизнесом, но и ставит вопрос: должно ли государство заботиться о таких людях? Ведь такое может случиться с кем угодно. Он нам напоминает об этом. Люди, которые являются конечными потребителями продукции Аранина, с его помощью создали организацию, отстаивают свои права в Калининграде, исследуют город на предмет свободной, безбарьерной среды — я такую активность видел только в нескольких российских городах. Калининграду повезло, что Роман Аранин хочет и может уделять так много времени этой теме».
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/own_business/04/05/2018/5aeb02ee9a794784a1eb8005/
Несломленный: как Роман Аранин строит бизнес в инвалидной коляске.
comments powered by Disqus