Как показывают опросы вологодских предпринимателей, на нарушения при проведении проверок со стороны контрольно-надзорных органов указали 16,25% интервьюируемых; а более половины (82,5%) отметили, что никаких нарушений со стороны проверяющих органов не было; cо случаями различного рода злоупотреблений со стороны контрольно-надзорных органов при проведении проверок сталкивались 31,25% опрошенных, в тоже время 68,75% дали противоположный ответ. Больше половины (53,7%) опрошенных отметили, что наиболее негативная и субъективная оценка при проведении проверок наблюдается со стороны Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. С учетом множества вопросов, поступающих от субъектов бизнеса на организацию и проведение различных контрольно-проверочных мероприятий различными ведомствами, Прокуратура Вологодской области и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Вологодской области подготовили памятку предпринимателям «Защити свои права при проведении органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок».
Подготовленное пособие является своего рода инструкцией для предпринимателей, которое, по мнению разработчиков, поможет представителям бизнеса ориентироваться в действующем законодательстве, и квалифицированно защитить свои права в случае неправомерного вмешательства в хозяйственную деятельность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Основным нормативным актом, определяющим порядок проведения проверок и меры по защите прав и законных интересов предпринимателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Обращено внимание на случаи, когда положения Закона №294-ФЗ не применяются. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, порядка уведомления о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Основанием проведения плановых проверок является ежегодный план проведения плановых проверок органа контроля (надзора), размещенный на официальном сайте контролирующего органа в сети Интернет либо доведенный до сведения заинтересованных лиц иным доступным способом. Ежегодный сводный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru.
Также планы контролирующих органов, осуществляющих деятельность в Вологодской области, размещаются на официальном сайте прокуратуры области: www.prokvologda.ru. Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Как исключение, в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности в социальной сфере, в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.
Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлен постановлением Правительством Российской Федерации от 23.11.2009 № 944.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, что в соответствии со статьей 26.1 Закона № 294-ФЗ в период с 01.01.2016 по 31.12.2018 контролирующие органы не могут проводить плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства.
В случае если такая проверка включена в ежегодный план, хозяйствующим субъектам, относящимся к малому бизнесу, необходимо обратиться в контролирующий орган, запланировавший проверку, с соответствующим заявлением, одновременно предоставив выписку из реестра акционеров общества (для акционерных обществ), заверенные заявителем копию отчета о финансовых результатах и сведения о среднесписочной численности работников.
В методическом пособии даны обоснования и порядок проведения внеплановых проверок, характеристика форм проверок (документарных и выездных) и сроки их проведения; дается ответ на вопрос «Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?». Показаны обязанности должностных лиц контролирующих органов, права и обязанности проверяемого лица, ограничения при проведении проверки, грубые нарушения, влекущие признание результатов проверки недействительными.
Обо всех случаях нарушения закона представители бизнеса могут сообщить в территориальную прокуратуру или прокуратуру области по адресу: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 17, по почте, через Интернет – приемную: pravo_prok@vologda.ru .
Кроме того, предприниматели могут обращаться и в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20, офис 6, тел./факс (8172) 23-00-40, электронная почта: innov@gov35.ru).
Электронная версия памятки предпринимателям «Защити свои права при проведении органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок» размещена на сайте прокуратуры области и странице регионального уполномоченного портала экономического развития области.