Вносятся изменения в статью 23 части первой Налогового кодекса
На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона № 1009823-6 «О внесении изменения в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный депутатом Андреем Макаровым.
В настоящее время налогоплательщики - физические лица обязаны сообщать сведения о владении объектами недвижимого имущества и транспортными средствами в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения имущества и транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов за период владения ими.
Для улучшения положения налогоплательщиков и упрощения исполнения обязанности по сообщению в налоговый орган сведений законопроектом предусматривается предоставление возможности выбора физлицам в какой налоговый орган сообщать указанные сведения.
Автор законопроекта отмечает, что «аналогичное право выбора налогового органа по своему усмотрению предусмотрено для налогоплательщиков - физических лиц, направляющих в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу».
Вводится административная ответственность за нарушение требований закона «Об электронной подписи»
В Госдуму поступил законопроект № 1009061-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», инициированный Правительством.
Проект направлен на установление административной ответственности юридических лиц, осуществляющих функции аккредитованных удостоверяющих центров, за нарушение требований закона "Об электронной подписи", отсутствующей в действующем законодательстве.
Глава 13 КоАП дополняется статьей 13.32, устанавливающей новые составы административных правонарушений, связанные с невыполнением удостоверяющими центрами обязанностей, предусмотренных законом «Об электронной подписи». Размер административного штрафа за подобные правонарушения рассчитывался исходя из степени возможного причинения вреда.
Изменения, вносимые в статью 23.1 КоАП, устанавливают, что дела о подобных правонарушениях рассматриваются арбитражными судами.
Часть 2 статьи 28.3 КоАП дополняется пунктом 103, наделяющим должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанным с нарушениями требований закона «Об электронной подписи».
Законопроект зарегистрирован и передан Председателю Государственной Думы.
Уточняются механизмы стимулирования использования возобновляемых источников энергии
На рассмотрение Государственной Думы поступил проект федерального закона №1009335-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части реализации мер поддержки производства электрической энергии с использованием торфа в качестве топлива, а также уточнения механизмов стимулирования использования возобновляемых источников энергии", разработанный Минэнерго России во исполнение поручений Правительства.
Для стимулирования использования торфа в энергетике законопроектом устанавливаются меры поддержки для производителей, осуществляющих выработку электрической энергии на тепловых электростанциях, использующих его в качестве топлива. Для этого на розничных рынках установят регулируемые тарифы на электрическую энергию, а также просубсидируют расходы по технологическому присоединению к электрическим сетям электростанций, использующих торф в качестве топлива, с установленной мощностью до 25 МВт.
Подтверждение использования торфа в качестве топлива будет осуществляться Советом рынка в порядке, аналогичном квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, с выдачей и погашением соответствующих сертификатов.
Принятие закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Меры поддержки, по оценкам Минэнерго России, могут осуществляться в пределах имеющихся лимитов бюджетных обязательств, в том числе по статьям, связанным с субсидированием технологического присоединения розничной генерации, использующей возобновляемые источники энергии, а также без увеличения штатных структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Уточняется порядок изъятия и вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения
В Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и Комитет по бюджету и налогам поступил законопроект № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Сергеем Нарышкиным, Сергеем Неверовым, Владимиром Васильевым, Геннадием Куликом, Николаем Панковым и членом Совета Федерации Геннадием Горбуновым.
Проект разработан в целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.
Законопроектом предусматривается сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Срок сокращается за счет включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования такого участка.
Также проектом устанавливается обязанность собственника земельного участка, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения, указывающие на ненадлежащее использование или неиспользование такого земельного участка для ведения деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в течение трех и более лет подряд, приступить к использованию такого земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок. За неисполнение данной обязанности собственник земельного участка может быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
Проект устанавливает ряд положений, направленных на совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании, в том числе установление обязанности уполномоченных органов власти субъектов Федерации в месячный срок со дня поступления материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов, снижение начальной цены непригодного для сельскохозяйственной деятельности участка на величину расходов, связанных с необходимостью проведения культуртехнических работ, установление особенностей государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозназначения при его изъятии в связи с ненадлежащим использованием или неиспользованием. Кроме того, на уполномоченные органы власти субъектов Федерации возлагается обязанность обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также провести публичные торги по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии.
Законопроектом устанавливается, что в случае признания публичных торгов несостоявшимися, земельный участок может быть выставлен на продажу повторно, при этом его начальная цена снижается на двадцать процентов. В случае признания несостоявшимися повторных торгов, участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене, равной пятидесяти процентам от начальной цены участка, заявленной на повторных публичных торгах. Если муниципальные органы власти не воспользуются этом правом, обязанность приобрести участок по указанной цене возлагается на субъект Федерации.
Законопроект вносит в статью 447 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения, дополняя изложенный в ней перечень лиц, которые могут являться организаторами торгов, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
Также проектом предусматривается внесение изменений в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым проверка соблюдения требований земельного законодательства по вопросу надлежащего использования земельных участков из земель сельскохозназначения может осуществляться в отсутствие собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов при условии их надлежащего уведомления о проведении проверки.
В случае принятия закона его реализация потребует принятия приказа Минсельхоза России об утверждении порядка определения стоимости культуртехнических работ, необходимых для приведения земельного участка в состояние, пригодное для производства сельскохозяйственной продукции.
17 марта состоится «круглый стол»: «Приватизация и национализация предприятий как эффективные инструменты экономической политики государства: антикризисный потенциал и особенности законодательного регулирования»
17 марта Комитет по вопросам собственности проведет «круглый стол» на тему «Приватизация и национализация предприятий как эффективные инструменты экономической политики государства: антикризисный потенциал и особенности законодательного регулирования».
Приоритетным для участников «круглого стола» станет обсуждение заявленных Правительством Российской Федерации планов по продаже государством крупных пакетов акций стратегически значимых предприятий в целях увеличения доходной части федерального бюджета. Наибольшее внимание предполагается уделить оценке эффективности приватизации как антикризисной меры, рассмотрению ее преимуществ и недостатков в качестве источника финансирования дефицита бюджета, а также определению возможностей и рисков ее проведения в текущих макроэкономических условиях.
Наряду с этим «круглый стол» призван стать площадкой для обсуждения вопросов повышения эффективности управления государственным имуществом как способа увеличения доходов бюджета, а также законодательных возможностей и подходов к проведению национализации, в частности для предотвращения банкротства стратегически значимых предприятий.
Власти готовы поддержать потребкооперацию
25 февраля Комитет Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока на расширенном заседании обсудил вопросы законодательства и актуальные проблемы, с которыми сталкиваются потребительские общества. В совещании приняли участие: депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов, руководители ряда потребсоюзов, представители Минэкономразвития, Минсельхоза, Росагролизинга и других министерств и ведомств.
Открывая данное мероприятие, руководитель Комитета Николай Харитонов отметил, что разговор является логическим продолжением расширенного заседания, проходившего летом 2015 года. По итогам первой встречи были выработаны рекомендации о принятии госпрограммы развития потребкооперации, мерах по налоговому стимулированию, льготному кредитованию и иным преференциям. Их направили в федеральные органы исполнительной и законодательной власти, а также на рассмотрение в регионы. Вторая встреча – спустя восемь месяцев – была посвящена анализу и обсуждению принимаемых мер.
О том, как сегодня живут потребительские общества, рассказал председатель Совета Центросоюза России Евгений Кузнецов.
– Мы помним, насколько непростыми с экономической точки зрения выдались два последних года, – сказал он. – При этом, Центросоюз продолжает активно внедрять инновационные проекты. Мы договорились, что в каждом из регионов будут реализованы минимум две программы и по одной на районном уровне. Со своей стороны, стараемся софинансировать эту работу в качестве партнёров либо предоставлять льготные условия кредитования.
Евгений Кузнецов рассказал, что в 2015 году реализована идея создания торговой сети «Гастрономы Центросоюза», анонсированная в рамках летнего заседания Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Три гастронома сегодня успешно работают в Москве. Ещё один – в подмосковных Мытищах. В этих магазинах реализуется продукция с повышенными стандартами экологичности и безопасности. На полках – товары кооператоров из различных уголков страны. Важно, что их стоимость доступна для потенциального покупателя. Такой продукции, как правило, нет в крупных магазинах. Кооперативная торговая сеть не практикует так называемые «входные билеты», главное внимание уделяется качеству товаров.
Кроме того, Центросоюз России приобрёл на открытом аукционе пищекомбинат и городской Центральный рынок в Великом Новгороде. С такой просьбой ранее к Евгению Кузнецову обращался губернатор Новгородской области Сергей Митин. В Центросоюзе считают, что данное решение позволяет серьёзно поддержать потребкооперацию в регионе и будет способствовать её развитию.
Евгений Кузнецов также рассказал о результатах работы по внедрению ЕГАИС. С 1 января в силу вступил закон, предусматривающий передачу данных о продаже алкоголя через эту систему. На протяжении всего прошлого года эксперты Центросоюза внимательно изучали этот вопрос. В итоге было принято решение о закупке и бесплатной передаче в 60 регионов страны 5000 комплектов необходимого оборудования. Акция носила исключительно социальный характер, поскольку непростая ситуация в экономике отразилась на торговых точках и предприятиях общепита, работающих на селе. У большинства из них низкий товарооборот. Многие работают в убыток и находятся на грани закрытия. Закупить самостоятельно специальное оборудование для них было просто невозможно.
– Вопрос о подключении предприятий к автоматизированной информационной системе для Центросоюза России был принципиально важным. Мы не могли допустить незаконную продажу алкоголя в торговых точках и на предприятиях общепита, входящих в систему потребкооперации, – подчеркнул Евгений Кузнецов.
Председатель Совета Центросоюза также затронул важные вопросы законодательства. Наиболее актуальная проблема касается внесённых в декабре 2015 года изменений в закон № 209-ФЗ, которые, среди прочего, уточняют порядок отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, из перечня субъектов МСП потребительские кооперативы и акционерные общества. Данные изменения не обсуждались ни с общественностью, ни с предпринимателями.
Несмотря на то, что нововведения вступают в силу с 1 августа, а право на поддержку по программам развития МСП сохраняется до 31 декабря, кооператоры забили тревогу. В случае их вступления в силу, с 2017 года кооперативные предприятия перестанут получать государственную помощь в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства.
Евгений Кузнецов уделил внимание и вопросам оказания грантовой поддержки потребкооперации, которой успешно пользуются сельхозпотребкооперативы.
– Согласно действующему законодательству, чтобы потребительские общества смогли получить такую помощь, они должны соблюдать определённый критерий – выручка потребобществ не может быть менее 70 процентов от закупки и переработки сельхозпродукции, – отметил он. – Мы долгое время стараемся убедить власти изменить эту норму. В этом вопросе нас поддерживает Минсельхоз. Однако, Минфин упорно отказывается идти навстречу.
Вместе с тем, кооператоры продолжают функционировать в убыток, обслуживая автолавками жителей малонаселённых деревень, удалённых от крупных городов. Органы исполнительной власти каждого из регионов страны понимают важность этой работы. Но мало кто готов разделить с кооператорами финансовое бремя, связанное с доставкой продуктов первой необходимости до адресата. Хотя, согласно Федеральному закону от 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» это является обязанностью муниципалитетов.
– Потребительская кооперация России готова работать больше, но мы надеемся на внимание и помощь властей, – сказал Евгений Кузнецов. – Уверяю, что преференции, которые могли бы быть оказаны, вернутся в бюджет сторицей в виде налоговых поступлений, создания рабочих мест и так далее.
Комментируя тезис об исключении потребобществ из списка субъектов МСП, заместитель директора департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза РФ Наталья Елисеева отметила, что это решение с её ведомством согласовано не было.
– Мы несколько лет работаем над тем, чтобы потребительские общества стали полноценными участниками госпрограммы, – напомнила она. – Сегодня можно говорить лишь о возможности получения грантов и субсидированных кредитов на закупку сельхозпродукции. Но, как правильно отмечено, они выдаются на условиях, которые выдвинули в Минэкономразвития, – не менее 70 процентов выручки должно формироваться за счёт доходов от реализации сельхозпродукции.
В 2015 году на субсидии предоставили 400 миллионов рублей. Всего три потребительских общества (Омская, Томская и Орловская области) смогли получить гранты на развитие материально-технической базы. В Минсельхозе понимают всю важность работы системы потребкооперации в масштабах страны и готовы оказать поддержку в рамках своих возможностей, - добавила Наталья Елисеева.
Начальник отдела департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Леван Минейкин отметил, что в его ведомстве о возникшей проблеме, связанной с внесёнными изменениями в 209-ФЗ, знают. Этот вопрос находится на контроле, и на первое же обращение Центрального союза потребительских обществ России с предложением обсудить ситуацию министерство оперативно отреагировало. Сегодня ведутся совместные с Центросоюзом консультации, вырабатываются конкретные предложения.
– Мы активнее включимся в этот процесс, роль потребкооперации в решении социальных задач страны очевидна, – заверил Леван Минейкин.
По мнению члена Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимира Харламова, критерий в 70 процентов выручки, формируемый за счёт доходов от реализации сельхозпродукции, необходимо снять.
– В России создают крупные продовольственные элеваторы, логистические комплексы, которые будут обслуживать крупных сельхозтоваропроизводителей. Но кто поедет закупать: бабушкины яблоки, картофель, пару вёдер помидоров и огурцов? Это может сделать только потребкооперация, – сказал он. – Критерий в 70 процентов не нужен, в этом Центросоюз России поддержат и Госдума, и Совет Федерации.
Подтверждая речь Владимира Харламова о роли потребкооперации на селе, председатель совета Смоленского потребсоюза Виктор Акимов рассказал, с чем сталкиваются в их регионе местные потребобщества.
В Смоленской области 3873 населённых пункта. Из них - в 1230 проживают до 5 человек, в 622 – от 6 до 10. И только наши кооператоры обеспечивают этих людей продуктами питания. Хотя, согласно 131-му Федеральному закону местные органы власти должны заниматься подобными вопросами, – привёл данные Виктор Акимов. – Население в деревне стареет, сокращается. Зачастую автолавка приезжает, а к ней никто не приходит, потому что люди болеют. Приходится уезжать. Это работа в убыток. Всё упирается в деньги. При этом, мы в 2014 году заплатили в бюджет 437 миллионов рублей налогов, а в прошлом – 438. Для развития остаётся в 2,5 раза меньше, чем мы перечисляем государству. Мы выполняем большую социальную работу, но смотрят на нас будто на попрошаек.
На такие заседания следует приглашать конкретных региональных чиновников, которые отвечают за наше направление работы и строго с них спрашивать, предложил Виктор Акимов.
О ситуации в Дагестане рассказал председатель респотребсоюза Гамзат Алиев. Он отметил, что в республике насчитывается 50 потребобществ и еще около 40 организаций, имеющих статус обществ с ограниченной ответственностью.
- Мы представляем интересы более 500 тысяч пайщиков – жителей республики, -сказал Алиев. - За последние два года несколько изменили приоритеты своей деятельности, направив усилия на активизацию закупки, заготовки и переработки сельхозпродукции. Тем самым, мы принимаем активное участие в реализации поставленных государством и Центросоюзом РФ задач.
По словам председателя Совета Дагестанского респотребсоюза кооператоры успешно реализовали два проекта. При финансовой поддержке Центросоюза открыто сушильное производство в городе Дербент. Установлена новая линия по розливу соков на Кизлярском консервном заводе. Оба предприятия демонстрируют положительные результаты. Только соков разлито на сумму более 6 млн рублей.
- За счет собственных средств мы восстановили в Махачкале хлебзавод. Его мощность – более 4 тонн хлеба в сутки, - с гордостью отмечает Алиев.
Наряду с успехами дагестанская потребкооперация сталкивается и с определенными проблемами. После летнего заседания Комитета ГД кооператоры республики обратились в правительство с предложением заключить соглашение о взаимном сотрудничестве. Предложили, чтобы их включили в общереспубликанские программы развития села и подпрограммы развития потребкооперации. К настоящему времени соглашение не подписано. Хотя, все республиканские министерства поддерживают. Как и глава республики, который знает о том, в каких условиях работает потребкооперация.
- Мы благодарны Рамазану Абдулатипову за то, что с пониманием относится к потребкооператорам и дал поручения правительству разобраться и доложить ему о наших предложениях. Мы надеемся, что в ближайшее время ситуация начнет меняться. – выразил надежду Гамзат Алиев, поблагодарив Центросоюз России за поддержку.
Справедливости ради следует отметить, что в некоторых субъектах Федерации местные власти делают всё возможное, чтобы поддержать потребительские кооперативы. Заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова отметила, что кооператоры региона в 2015 году не только не ухудшили, но даже улучшили показатели производства на 10 процентов.
– Вместе с этим, мы фиксируем закрытие магазинов в сельской местности. За два предыдущих года - 92 торговые точки, – сообщила она. –