Редактор РБК Вологодская область побеседовал с заместителем мэра Череповца о главном, что оставил в наследство родному городу бывший мэр Юрий Кузин.
Юрий Кузин подал в отставку спустя всего несколько дней после события, которое могло стать его «звёздным часом» — 4 августа 2017 года председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании на территории города Череповца Вологодской области территории опережающего социально-экономического развития «Череповец». Таким образом завершился важный этап политически и организационно сложного процесса по формированию в Череповце механизма, привлекательного для инвесторов. И в течение длительного времени эта работа ассоциировалась именно с фигурой череповецкого мэра, ставшего своеобразным «лицом» проекта ТОСЭР.
Об истоках этого проекта и перспективах череповецкого ТОСЭР РБК побеседовал с заместителем мэра Михаилом Ананьиным.
Вне зоны федеральных интересов
— Михаил, всё-таки, кто автор идеи ТОСЭР для Череповца?
— Скажу так: идея стратегии развития города принадлежит Олегу Кувшинникову (бывшему мэру и нынешнему губернатору Вологодской области, Ю.А.). И начинали эту работу мы с именно с ним, выделяя три основных блока развития: экономический, социальный и блок развития территории. Конечно же, ключевым моментом и нашим преимуществом создание в городе институтов развития — Агентства городского развития (АГР) и ИА Череповец.
Собирая, как пазлы, информацию о том, что является привлекательным инвестиционным климатом, мы столкнулись с тем, что не можем сделать потенциальному инвестору целостного предложения.
Выяснилось, что мы предлагаем нечто «мерцающее»: «давайте, подумаем, поработаем по вашей земле», еще что-то, — такая бессистемная работа.
— И вы задумались о комплексном проекте территории развития?
— Для начала мы решили заручиться федеральной поддержкой. И начали с Агентства стратегических инициатив, руководителем которого тогда был Андрей Никитин. И тогда же при поддержке АСИ состоялась первая дискуссия. Нас стали приглашать на форумы — в Татарстан, Дагестан, на Дальний Восток, в Воронеж, Ульяновск, в известную экономическую зону в Калуге. Постепенно мы увидели, что стал возникать штамп инвестиционно-привлекательного города, территории. В его параметры мы не вписывались.
Потому что речь шла о таких мегаполисах, как Москва, Питер, Екатеринбург, Новосибирск. Но Череповцу никогда не стать таким городом. Города, подобные нашему, как бы выпадают из общего тренда, они — вне зоны федеральных интересов.
Хотя здесь живёт 300 тыс. человек, многие работает на сложных производствах, а мы их как бы вычеркиваем, лишаем перспективы. И, по-моему, Никитина эти мои слова задели. Я его попросил: пожалуйста, попробуйте применить эти программы к малым городам. В том числе, сложным, к моногородам. Для вас это будет и хорошей практикой, и кейсами, которые пригодятся потом. Для нас же это станет возможностью выйти на новый уровень.
— Как отреагировали «федералы»?
— Они пригласили нас в проект. Мы решили: чтобы город привлекал внимание на федеральном уровне, нужно начинать общение с федеральными властями через институты, которые они создали. Это помогло. Возможно, здесь мы немного «влезали» в компетенцию регионального правительства, которое должно общаться с федеральными структурами, но спора между нами нет: области тоже «не объять необъятное», мы, в свою очередь, через голову не прыгаем, мы друг другу доверяем. Одним словом, нам удалось своими практиками войти в федеральный атлас, они оказались очень эффективными, их заметили.
«Расчёты советского времени остаются самыми точными»
— Что было самым сложным для вас в этот момент?
— Организация нашего внутреннего межведомственного взаимодействия. Например, несмотря на то, что мы получили от АСИ подробный кейс с алгоритмом действий, ситуацию в «треугольнике» — инвестагентство-КУИ-управление архитектуры — можно было охарактеризовать, как полное непонимание.
Здесь, я считаю, себя проявил мэр города — Кузин всех собрал, сказал: «или всех разгоню, или найдете общий язык». И сегодня, я считаю, работа построена неплохо.
— Идут ли сейчас и, с чем, в Череповец инвесторы?
— Инвесторы приходят, инвесторы разные. С разными запросами: одним нужно готовое помещение, другим — отдельный земельный участок, есть, те, кто имеет санитарно-гигиенические ограничения, те, кому нужны определённые объемы электрической мощности, к примеру. Но мы увидели, что в этом плане у нас территория неплохая, мы можем предлагать комплексное решение для инвесторов.
Более того, в нашу территорию мы можем встраивать свою стратегию — регулировать в зависимости от того, какие отрасли для нас принципиально важны и нужны. Это, например, металлообработка, машиностроение и пр.
И началась работа: анализ земельных участков, работа с энергоресурсными компаниями, была создана карта миграции (когда мы обосновывали строительство нового моста), показывающая, как люди передвигаются по город.
Кстати, наши рассуждения по отраслям трансформировались довольно интересным образом. Допустим, мы не ожидали, что у Северного въезда так хорошо пойдет «пищевка». А она «выстрелила» сразу двумя проектами. И теперь там формируются пищевая отрасль и логистика. Думаю, если мы выведем дорогу из Ясной поляны к посту ГБДД, мы закольцуем этот депрессивный микрорайон, и пойдёт развитие, там уже вырисовывается интересный узел. А история с судоремонтно-судостроительной отраслью в Череповце, я считаю, должна стать уроком для нашего государства…
— Что вы имеете в виду?
— То, что расчеты советского времени пока остаются самыми точными за целое столетие. Попытки действовать вопреки этой логике приводят к печальным результатам.
К сожалению, череповецкий судоремонтный завод закрыли, хотя корабли ремонтировали, строили, даже экспортировали. И до сих пор мы не понимаем политики государства в этом направлении. В какой-то степени определённая встряска произошла с катастрофой теплохода «Булгария», показавшей состояние нашего речного флота. И всё же пока основная концентрация сил и средств идёт в крупных холдингах — в Объединенной судостроительной корпорации, в сегменте ВПК, в арктическом судостроении. А вот сегмент кораблей класса «река-море» остаётся минимальный. Он пока вне зоны госинтересов. Но внутреннюю экономику государство не может долго оставлять без внимания.
— Этот сегмент наверняка должен быть интересен и нефтяникам, и химикам, и металлургам, с их объёмами речных перевозок…
— Да. Но все пока ждут и что-то предпринимать не спешат. Вот мы и решили позиционировать этот проект на внешнюю аудиторию. Может, кто-то и увидит в нем экономическую целесообразность. Мы выделили территорию. И этот способ саморекламы начал работать. Разговор о проекте судоремонта идёт, речь об инвестиция общей стоимостью где-то порядка от 600 млн до миллиарда рублей. Уже состоялся диалог с финнами, с немцами, приезжали турки и корейцы. Корейцы, кстати, предложили вариант высокопроизводительного предприятия по производству судов, с объемом инвестиций порядка 5 млрд рублей. Но они честно сказали, что видят перспективу, но им нужно время на поиск инвесторов.
— Речь идёт о реализации проекта на территория бывшего завода?
— Нет. Это другая площадка — налево от череповецкого порта, вдоль правого берега Шексны — в сторону будущего нового моста. Корейцы очень остались ею довольны, говорят, что верфь туда хорошо вписывается, не надо ничего придумывать. Но на всякий случай у нас есть для судостроителей еще одна территория…
— Какова в проекте ТОСЭР роль череповецкого индустриального парка, который недавно инспектировала и.о. мэра Елена Авдеева с кандидатами в депутаты?
— Создание индустриального парка — это очень важный для нас, ключевой этап. Это предложение для серьезных инвесторов, которые хотят реализовать проекты в формате «браунфилд», «гринфилд».
Большая благодарность ЧФМК, который фактически первым начал строить здесь свой новый завод. Надеюсь, в ближайшее время именно такие серьёзные резиденты будут появятся на этой территории.
Но идея парка появилась раньше — о ТОСЭР мы тогда разговоры даже не вели. Проект ТОСЭР появился в результате сотрудничества с Агентством стратегических инициатив, а потом — с Фондом моногородов. Большое спасибо за поддержку Ирине Владимировне Макеевой, заместителю председателя правления Внешэкономбанка и руководителю правления фонда за то, что она нас поддержала и так скрупулезно с нами работала пока мы, наконец, увидели, что структура заработала. Мы пошли на защиту проекта вместе с Карачаево-Черкессией, другими территориями и защитились. И сейчас мы имеем территорию развития, которую нужно наполнить резидентами.
— Желающие есть?
— Да. Представители предприятий из других регионов приезжают, присматриваются. Мы тоже не хотим размениваться по пустякам. Хочется, чтобы сюда вошли предприятия интересные, высокопроизводительные, с большим количеством людей, чего добиться совсем не просто в условиях современного производства. Движение есть.
Уникальность ТОСЭР
— Чем всё-таки их привлекает ТОСЭР в первую очередь?
При всём нашем желании помогать бизнесу, сделать территорию уникальной для него, у города для этого возможности — минимальные. И у региона, кстати, тоже, по большому счёту.
Но, как только мы говорим о ТОСЭР — это настоящая, привлекательная для инвестора уникальность. Это серьёзная преференция: обнуление ставок по налогу на землю, имущество, в первые пять лет обнуление ставки по налогу на прибыль и в последующем — 10% — это тоже в два раза меньше, чем действующая ставка, резкое снижение страховых платежей — с 30% до 7,6% — всё это серьезные стимулы. За то, что мы получили их в своё распоряжение — большое спасибо Игорю Ивановичу Шувалову, который нас поддержал.
— А каков его интерес в череповецком проекте?
— Не буду гадать. Просто ничего другого в моногороде и не предложишь. Либо надо вторгаться в интересы градообразующего предприятия, по сути, в частный капитал, либо учиться работать с государством. Мы сказали, что научимся работать, активизируем среду и, если нам удастся развить малый и средний бизнес, то это будет хороший пример для других моногородов. У нас хорошие отношения с градообразующим предприятием — «Северсталью», мы вместе реализуем проекты: «Бизнес-кооперация», «Синергия роста». Но все-таки федеральный уровень поддержки — основной.
И мне кажется, эксперимент с ТОСЭР на любой территории — это некое разрешение давнего спора. Спора о том, что лучше: высокие налоги или умеренные?
Если делать налоги на высоком уровне, что мы стимулируем? Создание новых рабочих мест? Нет. Компенсируем поступления от не созданных рабочих мест? Тоже нет. А в случае с территорией опережающего развития эти вопросы могут быть решены. Давайте попробуем снизить налоги, банковские ставки и посмотрим, что будет! И я смотрю, Сбербанк уже снижает ставки по ипотеке. Если она будет ниже, это будет стимулировать развитие спроса, производства, больше и выдумывать ничего не надо. Таким образом ТОСЭР ложится в компоновку всех пазлов, всё начинает работать. А наша задача сегодня — исключить конфликтные ситуации внутри региона, внутри элит — именно это создаёт благоприятный инвестиционный климат. Слава богу, конфликта нет. Это принципиально. Чем стабильнее, тем для инвестора привлекательнее. Считаю, что на территории Череповца сделаны очень правильные шаги. Теперь надо приглашать гостей. И с ними каждый день работать.
И те, кто уже здесь
— А что от ТОСЭР получат те, кто «уже здесь» — малый и средний бизнес Череповца?
— Прямой перерегистрации существующих предприятий на территории развития не допускается. Это должны быть новые инвестиционные проекты. Но в нашем инвестагентстве прорабатывается свыше 20 заявок на получение статуса ТОСЭР — и от местных, и от внешних предпринимателей. Признаюсь, мы даже не ожидали, что такие интересные проекты вынашивают наши местные люди. Это, к примеру, машиностроение, где ЧЛМЗ становится локомотивом процесса. Есть и другие предприятия, которые работают в этом сегменте. Это электротехническая промышленность. Я выступал перед коллективом одной из наших компаний этой отрасли и увидел такое крепкое предприятие, таких людей, заинтересованных в развитии города, с интеллектом в глазах! Конечно, там есть проекты, и им нужны стимулы. Ну, и внешние инвесторы, они тоже нужны.
Когда всё свое, есть опасность определенного «закисания». Нужна конкуренция.
Показателен тот факт, что у Череповецкого завода металлоконструкций появился инвестор, есть интерес к активу. Сейчас все сканируют нашу территорию. Поэтому наша задача — научиться находить тех игроков, с которыми нам интересно идти дальше.
Источник – РБК:
http://vo.rbc.ru/vo/interview/05/09/2017/59ae83a29a79477e42e8f5cd?from=regional_newsfeed