Чебоксарец Сергей Малов возводил промышленные теплицы на Сахалине, в Сыктывкаре, в Польше и Молдавии. Строительством теплиц Сергей занимается уже 20 лет, сейчас он работает в Череповце на Кирилловском шоссе, где строится новый тепличный комплекс. Чем отличаются советские теплицы от голландских, как лучше вырастить огурец на обычной грядке, и почему производство овощей считается прибыльным бизнесом, Сергей Малов рассказал в интервью cherinfo.
— Сергей Павлович, современные теплицы чем-то отличаются от тех, что строились раньше?
— Раньше теплицы были унифицированные, то есть подходили для всех овощей, а сейчас в основном специализированные. С развитием теплицестроения изменилась и высота конструкций. Если раньше мы считали, что два с половиной или три метра — это уже высокая теплица, то теперь такая теплица кажется игрушечной. Появились четырехметровые теплицы, мы строим уже и семиметровые.
— Зачем теплице такая высота?
— Как говорят биологи, чем больше у растений пространства, тем они здоровее, тем лучше себя чувствуют. Отсюда меньше болезней и больше урожай. Они же живые существа: когда зажаты, растут плотно — это стресс.
— Зачем тогда вообще теплица? На природе много места.
— Теплица нужна, чтобы создать для растения наиболее благоприятные условия: температуру, питание и солнечное обеспечение. Причем зачастую теплица защищает растение от солнца. Специально для этого мы устанавливаем двойную систему зашторивания. Если идет переизбыток солнца, что для растения тоже вредно, штора закрывается, оставляя рассеянный свет. В Испании, к примеру, в теплицах нужна только защита от солнца. Может быть, помните, огурцы оттуда продавались у нас в пленке. Пленка нужна, потому что огурец на 99,7% состоит из воды. Так вот Испания продавала нам этой воды на миллиарды долларов.
— А всегда теплицы имели шторы?
— Нет. В первых теплицах времен Советского Союза на крыши и по бокам просто наносилась побелка. Зимой необходимость в побелке отпадала, так что когда ее смывало летними и осенними дождями, покрытие не восстанавливали. В современных теплицах устанавливается двухуровневая система досветки, чтобы зимой, когда растениям не хватает света, обеспечить их им полностью. В такой системе используются лампы накаливания, которые развешивают по всей теплице.
— В старых теплицах тоже использовались система досветки?
— Не всегда. В основном она использовалась в рассадном блоке. Рассаду начинают выращивать перед новым годом, чтобы в активный рост она вступила к весне, так что здесь свет был необходим растениям постоянно. Хотя раньше это были примитивные системы. Современные теплицы, в том числе и та, что появится в Череповце, строятся со своими электростанциями.
— Как я понимаю, раньше в теплицах растения сажали в землю. Теперь применяются другие системы?
— Эти системы применяются уже давно. Когда я только пришел в эту отрасль, они уже применялись. Сейчас растения выращиваются в базальтовой вате. Такая же вата применяется в утеплителях. Используется и кокосовая стружка. Это наполнители, в которые вливается раствор со всеми необходимыми для роста растения веществами. Раствор делается в специальных баках. Корни растения просто размещаются в базальтовой вате, заполненной раствором. Само растение закрепляется на шпалере, от нее вниз идет синтетический шнур, вокруг которого обвивается растение в период роста. За сезон стебель помидора вырастает до 25 метров. Полив капельный. Содержание раствора, режим полива полностью контролирует компьютер. Может поэтому с грунтовым помидором тепличный не сравнить.
— Почему не сравнить?
— Я не знаю. Говорят, что грунтовые томаты вкуснее. В принципе, растениям подается тот же состав веществ и микроэлементов, который есть в земле, но лично мне больше нравятся овощи, выращенные в грунте. С другой стороны, грунт никогда не даст такого урожая. Теплица четвертого поколения дает минимум 80 килограммов с квадратного метра в год. Общая площадь теплицы, которую мы строим в Череповце, — восемь гектаров. Помидоры будут висеть как виноград, гроздьями.
За сезон стебель помидора вырастает до 25 метров.
— Теплицы последнего, пятого поколения, наверное, можно найти только в Голландии?
— Отчего же! Такие теплицы есть и в России. Мы монтировали такую на 30 гектаров в Волгограде. В теплицах пятого поколения весь воздух, поступающий внутрь, фильтруется через специальные соты. Это предотвращает попадание летучих вредителей, пыли, взвесей или чего-то еще. В теплицах четвертого поколения воздух поступает без фильтрации просто через вентиляцию.
— Что кроме помидоров можно вырастить в теплице?
— Да все что угодно: перец, огурец, салат. Разница только в условиях выращивания. Огурец, к примеру, тропическое растение, так что для него нужна влажность. Для этого под большим давлением из специальных форсунок из-под потолка разбрызгивается вода. Она создает туман, высокую влажность. Огурец это очень любит. Салатная линия работает в автоматическом режиме. По финской технологии салат высаживается на большом алюминиевом поддоне. Он двигается по теплице по специальным направляющим, а компьютер задает необходимые параметры: полив, влажность, температуру, освещение.
— Для полива используются скважины?
— В Европе рядом с теплицей под землю закапываются большие бетонные емкости, которые заполняются дождевой водой. Если воды много, она переливается в специально созданное для этих целей озеро. Озеро выкапывается, простилается войлоком по дну, сверху полностью заваривается резиной. Так создается запас воды.
— Такую воду же нужно фильтровать.
— Обязательно. Ставятся мощные фильтры, которые будут фильтровать воду. Она будет «пустая», только H2O, пить такую не рекомендуют. Уже в этой воде будут растворяться необходимые растениям вещества.
— Наверное, вы строили теплицы по всей стране?
— Я строил теплицы от Сахалина на востоке до Калиша в Польше на западе, от Кишинёва на юге до Сыктывкара на севере. Сахалин — прекрасный остров, маленький анклав России, который живет еще при СССР. Он не богат производствами, но люди там очень добродушные. Там есть добыча газа и небольшие производства пищевой промышленности. При этом все в два раза дороже, чем здесь. Единственное, что там более или менее ровно в цене, — свинина и курица. Теперь там есть еще и три тепличных комплекса.
— Вообще тепличный бизнес выгоден?
— В России помидоры и огурцы — очень выгодные товары. Если сравнивать с Польшей, то там 15 килограммов этих овощей стоят не больше пяти долларов. Это около 300 рублей. На Сахалине килограмм стоит 200 рублей, так что это золотое дно. Как мне говорил поляк в Калише, если бы у него помидоры стоили бы как у нас, он был бы богатейшим человеком в Польше. Мясо, кстати, там тоже стоит практически в два раза дешевле. Теплица там окупится в среднем через 17−18 лет эксплуатации. Срок эксплуатации у нее — 25 лет (понятно, что конструкция останется, но системы нужно будет менять).
— Под конструкциями вы имеете в виду каркас, стекло?
— Да. Мы, к примеру, устанавливаем бронированное стекло, которое обеспечивает защиту от града. На такое стекло мы ставили товарища нашего весом килограммов 140. Стекло прогибается, но не лопается.
— Зачем такое прочное стекло? Тут и град-то идет два раза в год.
— Одного раза достаточно. Представляете, сколько стоит поменять стекло, когда конструкция будет полностью собрана?
— Много ли используется стекла в теплице вообще?
— Много. Вся крыша и стены будут стеклянными. Причем крыша будет стоять домиком.
— Сколько по времени строится новая теплица?
— Гектар в среднем возводится 3,5 месяца. Это все работы полностью, от фундамента до систем отопления, полива, скважин для собственных нужд и небольшой метеостанции. В Череповце на площадке полностью убран плодородный слой, завезен дополнительный грунт, забиты три тысячи свай, закопаны системы отопления и канализации. Обидно только, что все комплектующие поставляются из Голландии. В России планируют построить две тысячи гектаров теплиц, а обеспечивают все это всего два завода. Причем лоток катает только один из них. Так что деньги уплывают на Запад.
— Сколько нужно людей, чтобы обслуживать теплицу на восемь гектаров, как в Череповце?
— Около 80 человек нужно только обслуживающего персонала. А еще есть администрация, отдел реализации с транспортом и торговыми представителями, ремонтная бригада, строительная группа. Все эти люди будут получать зарплату, а регион — налоги. Теплицу выгодно строить, потому что как только мы ее сдаем, она начинает приносить деньги. Если даже теплица построена в кредит, она обеспечивает людей зарплатами. Какому-то другому предприятию нужно будет закупать станки, обучать персонал, и только через какое-то время будет отдача. У нас бывало, что мы сдавали теплицы, когда в них уже собирали урожай.
В России планируют построить две тысячи гектаров теплиц, а обеспечивают все это всего два завода. Причем лоток катает только один из них. Так что деньги уплывают на Запад.
— По тепличным технологиям сейчас голландцы впереди всей планеты?
— По защищенным теплицам да. Их технологии одни из самых лучших. Хотя и у нас в России есть интересные технологии. Правда, их не тиражируют. Например, как можно повысить урожайность грядок на обычном участке? Нужно просто выбрать землю из-под грядки, уложить утеплитель и засыпать землю обратно. Солнце не прогревает землю на глубине, она отдает холод корням. А если вы отсекли землю от холода, верхний слой хорошо прогревается, то и растения будут расти по-другому.
— Нужно посоветовать родителям.
— Нужно еще учитывать, живут ли на участке кроты. Если живут, нужно дополнительно положить сетку. Они любят такую землю, так что могут просто разрушить эту теплую грядку. Кроты же не живут в определенном месте, они просто ползают под землей. А их выходы — это ловушки. Они распространяют мускусный запах, который привлекает червей. Крот проходит по кротовницам и съедает этих червей. Чтобы защитить червей в теплой грядке (а черви полезны для земли и роста растений), нужно ограничить к ней доступ кротам.
— Вернемся к лоткам, в которых будут лежать «гроздья» томатов. Что это такое?
— Лотки катаются в России. Приходит сталь в рулонах, уже покрашенная. Рулон заряжается в специальную машину, которая гнет из этой стали лоток на всю длину теплицы. Он сгибается три раза, а сверху еще делаются специальные пупырышки, чтобы пакет с базальтовой ватой, в котором будет находиться растение, не соскальзывал. И с этой стали покраска не соскочит ни в одном месте — настолько качественно все делается. Такой станок стоит не меньше 900 тысяч долларов. В Россию голландцы привезли таких два, и они делают лотки по всей стране. Каждая минута такой машины расписана.
— Вы много работали за рубежом. Отличается у них подход к стройке в целом?
— За границей все работают до черноты. Мы работали параллельно с немцами в Варшаве. Они делали запасную емкость для воды. Так вот, мы утром выходили в семь часов, они уже работали. Вечером мы возвращались с работы также в семь, а они продолжали работать. Как они говорят сами, иначе не проживешь. То же самое и с поляками.
— Работящие люди.
— Еще история. При нас катали лотки. Рядом стоял наш мастер Василий Михайлович, смотрел, как это делается, щелкал семечки. Голландец через переводчика спрашивает: «Почему этот мужчина стоит, почему не работает?» Василий Михайлович удивился: я, говорит, мастер! А голландец тот отвечает: «А я — главный инженер!» И он работает с засученными рукавами. Вася развернулся и просто ушел. Наверное, стыдно стало. Так что голландцы работают хорошо.
— Как вы вообще оказались в этой сфере?
— Сам я чуваш, а родина моя — Чебоксары. С теплицами познакомился случайно, когда мне было 35. Я работал на уже действующем тепличном комплексе, занимался сваркой, пришли люди, заметили меня, предложили поработать у них. Так я и закрепился в этой сфере, приобрел большой опыт в строительстве.
— У себя на даче какую теплицу сделали?
— Сейчас на даче стоит только небольшой парник. Руки не доходят сделать что-то серьезное.