Варианты повышения налоговой нагрузки правительство обсуждает с начала июля. Чиновники рассказывали, что президент поручил рассмотреть возможность введения со следующего года налога с продаж в размере 3%, а после 2018 г. — повысить на 2 процентных пункта НДФЛ и НДС с 13 до 15% и с 18 до 20% соответственно.
Сейчас обсуждается другой вариант, рассказали два федеральных чиновника: НДС будет повышен до 20% уже в следующем году, зато от налога с продаж откажутся. Окончательного решения, по их словам, еще нет: по всем налоговым изменениям оно будет принято до конца июля. С президентом это еще не обсуждалось, но премьер уже поддержал идею, утверждает один из собеседников «Ведомостей».
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева не ответила на запрос, связаться с пресс-секретарем президента Владимира Путина вчера не удалось.
Налоги на несырьевой сектор в этом электоральном цикле повышаться не будут, обещал Путин в бюджетном послании 2012 г.; это записано и в основных направлениях налоговой политики Минфина на 2015-2017 гг. Но черта «неповышения налогов» уже психологически пройдена, объясняет чиновник: ситуация с бюджетом не оставляет другой возможности. Политически объявить о прямом повышении налога будет труднее, чем о введении налога с продаж, допускает он, но «сейчас красивых решений уже нет — выбираем из плохого и худшего».
НДС — один из главных источников пополнения бюджета: в этом году он должен принести 3,7 трлн руб., в следующем — 4,2 трлн. Дополнительные доходы от его повышения на 2 п. п. в 2015 г. могут составить около 0,5 трлн руб., отмечает федеральный чиновник. Налог с продаж был бы менее выгоден — около 200 млрд руб. в год, по оценкам Минфина.
Правда, налог с продаж планировался как спасательная мера для региональных бюджетов, у которых сильно растут дефициты из-за выполнения инаугурационных указов президента; а НДС поступает в федеральный бюджет. От поддержки не отказались: половина дополнительных доходов (около 250 млрд руб.) может быть направлена на увеличение трансферта регионам, рассказывает чиновник.
Вторая половина по замыслу чиновников пойдет на затыкание других дыр. Из-за налогового маневра в нефтяной отрасли консолидированный бюджет в следующем году недосчитается 198,3 млрд руб., выпадающие доходы регионов — 171,6 млрд, следует из презентации Минфина. Чтобы удержать цены на бензин, Минфин снижает акцизы, это понизит поступления в региональные дорожные фонды примерно на 90 млрд, оценивали чиновники Минфина. Сейчас обсуждается два варианта компенсации для фондов: либо дополнительные доходы от повышения НДПИ, либо доходы от повышения НДС, рассказывает чиновник.
Увеличение нагрузки по НДС на 50% ляжет на компании, на 50% — на потребителей, но его вклад в инфляцию не должен превысить 1%, ожидает правительственный чиновник. Больше всего от повышения НДС пострадают отрасли, работающие на внутренний рынок, — ритейл, коммунальная сфера, производство услуг, где высока доля затрат на оплату труда (это часть добавленной стоимости), консалтинг, дизайн, реклама, внутренняя энергетика, перечисляет партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, зато не пострадают нефтяники и другие добывающие компании, ориентированные на экспорт, который не облагается НДС.
Введение налога с продаж было бы гораздо хуже для всех, чем повышение НДС, уверяют чиновники. В правительстве уже не оставалось никого, кто поддерживал бы этот налог, утверждает один из чиновников: идея не нравится не только Минэкономразвития, но и Минфину, который не рассчитывает собрать много от этого налога. Лучше резать неэффективные расходы, но, если уж выбирать, повышение НДС лучше: есть схемы взаимозачета, возмещения, заключает другой сотрудник финансово-экономического блока правительства.
И то и другое — повышение налогов, а никакая не лучшая альтернатива, возражает президент «Опоры» Александр Бречалов, и приведет к еще большему уходу бизнеса в тень. Запланированный рост отчислений в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС; еще 200 млрд руб. Минфин планирует получить в 2016 г. от взимания взносов в ФОМС со всей зарплаты, также планируется повысить налог на дивиденды с 9 до 13%) и так приведет к увеличению нагрузки на 382,6 млрд руб. на весь бизнес, из них 37,2 млрд — на малый, писал он в правительство.