Наравне с 58 другими городами Череповец вошел в атлас лучших практик развития малого и среднего бизнеса, который издало Агентство стратегических инициатив. Издание представили вчера в Москве на третьей ежегодной конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату».
Заместитель мэра по экономике Михаил Ананьин, который представлял на конференции Череповец, в своем выступлении отметил, что все города пользуются примерно одними и теми же инструментами, которые АСИ пытается унифицировать и свести к единому стандарту. Однако не всегда это возможно.
«Конечно, очень хорошо, когда определенные механизмы поддержки малого и среднего бизнеса и развития инвестиционного потенциала будут стандартизованы, — говорит Михаил Ананьин. — Однако одной и той же ручкой троечник и отличник пишут по-разному. Сегодня речь шла в том числе о муниципальном стандарте. Череповец идет впереди многих муниципалитетов, у нас эти стандарты давно сформированы, по ним наработана очень интересная практика. В принципе, они могли бы быть использованы на других территориях, но все зависит от нюансов. У нас есть инвестагентство и Агентство городского развития, это сформировавшиеся институты поддержки МСБ. Второе — сформулированная стратегия, где четко заданы принципы и параметры развития города. И третье — личное участие и заинтересованность мэра, который детально курирует исполнение стратегии и муниципальных программ по поддержке предпринимательства».
Вице-президент «Деловой России» Илья Сёмин отмечает, что информация для атласа собиралась более чем по 200 городам, но около 30% «респондентов» не смогли вообще ничего ответить по существу заданных вопросов.
«К сожалению, были и такие случаи, когда муниципалитетам нечего было нам сказать, — констатировал Илья Сёмин. — Зачастую приход инвестора главы воспринимают только как головную боль. Например, доля налогов в городской бюджет от постройки завода будет ничтожно мала, а муниципалитет вынужден решать социальные проблемы с его приходом, вопросы миграции, инфраструктуры. Мы выступаем за перераспределение налоговых поступлений, чтобы главы имели какое-то «вознаграждение» в виде налогов за свою активную работу».
Генеральный директор «ОПОРА-кредит» Дарья Сунцова подчеркивает, что следует менять и образ чиновника, который должен помогать предпринимателям, а не чинить им препятствия.
«У Череповца в этом смысле есть немало ярких примеров, здесь есть инициатива сверху, есть исполнители, которые могут донести всю информацию до инвестора, — утверждает Дарья Сунцова. — Изначально мы рассматривали Череповец как моногород, но в ходе работы поняли, что используемые у вас механизмы применимы везде. Возможно, у вас больше ресурсов за счет «Северстали», да и сама тема развития малого и среднего бизнеса в моногороде более актуальна, но именно такой опыт следует тиражировать».
Среди практик Череповца специалисты отметили наличие двух специализированных структур поддержки предпринимательства (Агентство городского развития и инвестагентство), развитую бизнес-кооперацию (за два года оборот увеличен с 2,5 до 11 миллиардов рублей), наличие «одного окна» для инвесторов, в целом короткие сроки согласований, прозрачность информационной поддержки.
«Череповец - лидер по применённым и разработанным практикам работы с инвесторами, — объясняет руководитель программы управления по проектам улучшения инвестиционного климата АСИ Вера Емельянова. — Это практики инвестиционной стратегии, создание отдельных институтов развития бизнеса и так далее».
По итогам обсуждения в Москве АСИ намерено распространить практики из атласа на 15 муниципальных образований, которые будут отобраны на конкурсной основе. Первые результаты специалисты надеются получить уже через три месяца.
Материал www.cherunfo.ru