Обзор федерального законодательства от 21 декабря 2018 ч. 2

Обзор федерального законодательства от 21 декабря 2018 ч. 2

ВС РФ готовит разъяснения о порядке оспаривания НПА и актов, обладающих нормативными свойствами

19 декабря 2018

Необходимость разработки соответствующего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обусловлена в первую очередь существенными изменениями процессуального законодательства за последние годы. Во-первых, дела об оспаривании нормативных правовых актов больше не подведомственны арбитражным судам, за единственным исключением – СИП ведет производство по заявлениям о признании недействующими НПА, касающихся прав на интеллектуальную собственность (гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса), а порядок рассмотрения данной категории судами общей юрисдикции изменился в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства (гл. 21 КАС РФ не идентична ранее действовавшей гл. 24 Гражданского процессуального кодекса). Во-вторых, в 2016 году была законодательно закреплена возможность оспаривать в суде не только НПА, но и акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (далее – акты, обладающие нормативными свойствами; Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 18-ФЗ).

С учетом всех указанных нововведений ВС РФ подготовил единый проект Постановления Пленума "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее – Проект), призванный заменить два пока действующих, но во многом устаревших документа:

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 (далее – Постановление № 48);

Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 58. Упразднение Суда, напомним, не мешает использовать в судебной практике сформированные им и не потерявшие актуальности позиции.

ВС РФ предлагает понимать под актами, обладающими нормативными свойствами, акты органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и уполномоченных организаций или должностных лиц, в которых содержатся результаты толкования норм права, используемых в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. Законодательного определения данного понятия нет, как, впрочем, и определения нормативно-правового акта, и суды при проверке актов руководствуются разъяснением ВС РФ о существенных признаках, характеризующих НПА. Обязательным для неопределенного круга лиц может являться и акт, изданный с целью установления правового режима конкретного объекта публичного права: об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, установлении границ зон с особыми условиями использования территории и др.

Крайне важным представляется разъяснение о недопущении совместного рассмотрения судом искового требования об оспаривании НПА или акта, обладающего нормативными свойствами, и любого другого материально-правового требования.

Если при принятии заявления об оспаривании НПА суд установит, что данный акт не является нормативным, оно возвращается подавшему его лицу с обоснованием данного вывода. Если же ненормативный характер оспариваемого акта будет установлен уже после принятия заявления к производству, его рассмотрение может быть продолжено в порядке, предусмотренном для оспаривании ненормативных актов, решений и действий органов власти и должностных лиц, – если дело подсудно данному суду, а поданные документы (заявление и приложения к нему) соответствуют установленным законодательством требованиям. При установлении факта неподсудности спора суду, в который подано заявление, применяется общее правило о передаче дела по подсудности.

Особым образом ВС РФ подчеркнул возможность подачи искового заявления об оспаривании НПА или акта, обладающего нормативными свойствами, непосредственно административным истцом, даже если он не имеет высшего юридического образования. Но в таком случае истец обязан указать в заявлении лицо, которое будет его представителем по данному делу, и приложить копию документа, подтверждающего наличие у этого лица высшего юридического образования.

Ряд пояснений касается оснований отказа в принятии заявления об оспаривании акта. При наличии вступившего в законную силу решения суда по делу об оспаривании НПА или акта, обладающего нормативными свойствами, либо определенной части акта заявление о проверке законности этого акта или его соответствующей части от другого лица не принимается, даже если в обоснование требований положены доводы, не обсуждавшиеся при рассмотрении первого дела. Эти требования, по мнению ВС РФ, могут быть заявлены в ходе апелляционного или кассационного обжалования решения суда первой инстанции. Однако если в заявлении содержатся основания для проверки законности акта, которые не могли быть учтены при рассмотрении первого дела, например о поправках, внесенных после вынесения решения суда в законодательство, на соответствие которому проверялся нормативный акт или его часть, суд не имеет права не принять такое заявление.

В то же время несоблюдение требований к форме, порядку опубликования или регистрации НПА не является основанием для отказа в принятии заявления о его оспаривании, так как допущенные нарушения не исключают возможности его применения, считает Суд.

Если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного акта суд установит, что он утратил силу, отменен или в связи с корректировкой перестал затрагивать права заявителя, производство по делу прекращается, отмечается в Проекте. Но данное правило абсолютно закономерное предлагается не распространять на случаи, когда оспариваемый акт до принятия решения судом был отменен или перестал действовать, но за время его действия были нарушены права заявителя.

При этом рассмотрение дела об оспаривании НПА продолжается, по мнению ВС РФ, и тогда, когда оспариваемый акт отменен или утратил силу, но был принят новый, аналогичным образом регулирующий соответствующие правоотношения НПА, – в таком случае истцу нужно просто уточнить заявленные требования.

Значительная часть Проекта посвящена нюансам признания оспариваемого акта недействующим. При признании таковыми определенных нормативных положений все акты, на основании которых в эти нормы были внесены изменения, тоже автоматически становятся недействующими.

Важное разъяснение касается введенного КАС РФ права суда обязать орган или лицо, принявшее оспоренный и признанный недействующим НПА, принять новый акт во избежание недостаточности урегулирования соответствующих правоотношений. ВС РФ отмечает, что данная норма применяется только тогда, когда обязательность принятия такого акта установлена имеющим большую юридическую силу НПА.

Не может быть признан недействующим нормативный правовой акт, из содержания которого не следует толкование, используемое в правоприменительной практике, напоминает ВС РФ, указывая на необходимость приведения в соответствующем решении суда не только обоснования вывода о таком несоответствии, но и надлежащего толкования норм оспариваемого акта.

Особое внимание в Проекте уделено порядку определения момента, с которого акты признаются недействующими, в частности указано, в каких случаях суд вправе его устанавливать, а в каких – нет.

По итогам обсуждения на заседании Пленума ВС РФ документ был отправлен на доработку.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234355/#ixzz5aY8N6fTK

 

Лесные участки будут передаваться в безвозмездное пользование на основании типового договора

19 декабря 2018

С 1 июня 2019 года изменится порядок предоставления лесных участков в безвозмездное пользование. В частности, их перестанут предоставлять в безвозмездное срочное пользование гражданам в виде служебных наделов, вместо это будут заключаться типовые договоры.

Уполномоченный федеральный орган власти будет определять правила использования лесов без предоставления соответствующего участка, с установлением сервитута, в том числе публичного, или без него, в целях:

ведения сельского хозяйства;

геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;

строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. № 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование"). В этих целях гл. 6 Лесного кодекса планируется дополнить новыми ст. 74.2-74.4.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234260/#ixzz5aYJ4XcDA

 

Профобъединения страховщиков будут нести ответственность при их банкротстве перед застрахованными

19 декабря 2018

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который позволит страховому сообществу с 1 января следующего года защищать граждан при банкротстве страховщика. Неплатежеспособные страховщики будут передавать свои активы и обязательства другому страховщику, который и выплатит впоследствии все необходимое гражданам.  А недостающую сумму перечислит профессиональное объединение страховщиков, которую сформирует из отчислений страховых компаний.

Правительство РФ, подготовившее законопроект, отметило, что нововведения должны помочь профессиональным объединениям более активно использовать механизмы передачи страхового портфеля для сохранения обязательств перед гражданами по договорам обязательного страхования, заключенным страховыми организациями, которые были исключены из профессиональных объединений, в частности, в связи с банкротством.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234220/#ixzz5aYJeu1R9

 

Cтраховой рынок – 2019: страхование жизни без мисселинга, движение к индивидуализированным тарифам ОСАГО, страхование жилья от ЧС

18 декабря 2018

Одним из приоритетов сферы страхования по-прежнему остается реформирование ОСАГО, а именно: постепенный переход к индивидуализированным тарифам, отметил в ходе прошедшей вчера пресс-конференции президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. Первый шаг к дифференциации тарифов уже сделан – в настоящее время на регистрации в Минюсте России находится утвержденное 30 ноября Советом директоров Банка России о предельных размерах базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также о порядке их применения страховщиками при определении страховой премии. Документ предполагает, в частности, корректировку значений коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа (КВС) – 58 позиций вместо предусмотренных в настоящее время четырех, в результате которой для самых молодых и неопытных водителей КВС повысится с 1,8 до 1,87, а для категории с наименее рискованным сочетанием возраста и стажа (водители старше 59 лет, стаж которых – более трех лет) будет установлен более низкий по сравнению с действующим пока минимальным значением коэффициент – 0,93 вместо 1. Новое указание предполагает отказ от практики пересчета коэффициента бонус-малус (КБМ) в течение года – КБМ будет присваиваться водителям ежегодно 1 апреля, а также расширение тарифного коридора базовых ставок страхового тарифа  на 20% в каждую сторону (то есть минимальное значение уменьшается, а максимальное – увеличивается). Эти изменения, по мнению Банка России, позволят обеспечить более персонифицированный подход к тарифообразованию, однако для установления индивидуального тарифа для каждого водителя необходима соответствующая корректировка законодательства. Изменения в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" будут внесены, так как идея индивидуализации тарифов активно продвигается и Комитетом Госдумы по финансовому рынку. По прогнозам ВСС, установление новых тарифов и увеличение коэффициентов для наиболее рискованных категорий водителей могут повлечь увеличение уплачиваемых ими страховых премий до 5%.

Еще одним существенно влияющим на рост рынка страхования в целом направлением, по словам Игоря Юргенса, является страхование жизни (его доля на текущий момент составляет 29,7%). Важно сохранить темпы развития данного вида страхования, обеспечив при этом защиту страхователей от так называемого мисселинга – продажи страховых продуктов без представления полной информации о них и сопутствующих рисках. С 7 мая следующего года начнут применяться утвержденные Банком России:

Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации. Документом среди прочего определено, какую информацию страховые компании обязаны предоставлять получателям страховых услуг при заключении договоров (п. 2.1.2 стандарта), причем для договоров об инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) предусмотрен отдельный перечень сведений (п. 2.1.3 данного документа);

Базовый стандарт совершения страховыми организациями операций на финансовом рынке.

Также в следующем году вступает в силу большая часть положений закона, предусматривающего возможность утверждения региональными органами власти программ организации возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Будет продолжено обсуждение инициативы ВСС об обязательном страховании ответственности владельцев крупных торгово-развлекательных центров и иных мест массового скопления людей. Соответствующие предложения, направленные в Комитет Госдумы по финансовым рынкам, пока поддерживает только МЧС России, хотя целью введения такого страхования, помимо обеспечения безопасности посетителей таких мест, является снижение избыточной административной нагрузки на предпринимателей – собственников данных объектов, что соотносится с главной задачей проводящейся реформы контрольно-надзорной деятельности.

Среди обозначенных президентом ВСС приоритетных направлений работы на следующий год следует выделить подготовку предложения о разработке концепции сопровождения страхованием всех этапов строительства и расширении возможностей агрострахования.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234194/#ixzz5aYLTPvun

 

Правила прохождения техосмотра транспортных средств планируется ужесточить

18 декабря 2018

МВД России представило для публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы проект постановления кабмина, в соответствии с которым оператор техосмотра будет обязан сверять номера кузова, рамы, кабины, а также шасси транспортного средства с данными, указанными в регистрационных документах на него. Причем в случае выявления несоответствия заявителю предлагается отказывать в оказании соответствующих услуг. В этих целях планируется скорректировать п. 10-11 Правил проведения технического осмотра транспортных средств.

При этом правило, в соответствии с которым оплата услуг по проведению технического осмотра осуществляется до начала его проведения, менять не планируется.

Необходимость нововведений аргументируется данными министерства о неоднократных фактах эксплуатации транспортных средств с измененной маркировкой, а также их предоставления в подразделения Госавтоинспекции МВД России для осуществления регистрационных действий. Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза документа завершатся 28 декабря.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1233992/#ixzz5aYQkQ8T9

 

Проект "аптечных" правок: стеллаж в "полуметре" от стены, дополнительное образование в сфере контроля качества и расчеты риска для градусников

18 декабря 2018

Минздрав России представил проект поправок в Правила надлежащей аптечной практики и Правила надлежащей практики хранения и перевозки препаратов.

Лица, ответственные за внедрение и обеспечение системы качества (и актуализацию СОПов) должны будут – согласно правкам, – также иметь дополнительное образование в области контроля качества лекарственных препаратов. Если такое образование есть у руководителя аптеки – он сам сможет назначить себя ответственным лицом. Сведения о таких лицах должны будут передаваться в Росздравнадзор.

В сфере хранения лекарств и обустройства аптек предложено следующее:

исключить требование о раздельном хранении препаратов – достаточно будет того, что хранение является безопасным;

препараты с истекшим сроком годности предложено хранить в одной зоне с фальсификатами;

от зон хранения препаратов предложено отделить бытовые помещения (комнаты отдыха, гардеробные комнаты, душевые и туалеты); напомним, что сейчас отделению подлежат не бытовые, но "административно-бытовые";

в зонах хранения лекарств нужно будет провести анализ потенциальных рисков (например, отопительных приборов), и уже с учетов его итогов выбрать наиболее оптимальные точки для размещения термометров,

планируется исключить требование о том, что отделочные материалы должны соответствовать требованиям пожбезопасности, и о том, что места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов,

предложено исключить требование о минимальном – не менее 0,5 метров – расстоянии аптечного оборудования от стен или другого оборудования: вместо этого будет общее требование о том, что при установке оборудования должен быть обеспечен доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.

Аптечную розницу могут ждать следующие новеллы:

расширяются требования к функционалу фармработника. Если сейчас он должен информировать покупателя "о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения", то – согласно правкам – фармработник будет давать развернутое фармацевтическое консультирование, включая выявление состояния и жалоб, требующих консультации врача, по правилам приема и режиму дозирования препаратов, их взаимодействию с пищей, хранению в домашних условиях, оказание информационно-консультационной помощи при выборе безрецептурных лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, а также правилам эксплуатации медицинских изделий в домашних условиях с учетом технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие;

как и сейчас, будет допускаться открытая выкладка безрецептурных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, но в будущем при этом должно быть обеспечено раздельное хранение лекарственных препаратов от товаров аптечного ассортимента;

при запросе препарата фармработник должен будет рассказать о диапазоне стоимости имеющихся в наличии взаимозаменяемых препаратов в рамках запрошенного МНН. Напомним, что сейчас фармработник не обязан это сообщать – ему лишь запрещено скрывать от покупателя данную информацию;

всяческие промоакции и иные услуги по продвижению товара и лояльности покупателей будут прямо запрещены в отношении препаратов (сейчас – только в отношении медизделий).

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234076/#ixzz5aYNm2dkO

 

Минтруд России подготовил 30 проектов профстандартов для врачей и медперсонала

18 декабря 2018

Минтруд России представил медицинской общественности сразу большой пул проектов профстандартов для врачей и среднего медицинского персонала:

врач ультразвуковой диагностики;

детский уролог-андролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

гастроэнтеролог;

гематолог;

генетик;

детский гематолог-онколог;

диетолог;

колопроктолог;

пластический хирург;

профпатолог;

пульмонолог;

радиолог;

токсиколог;

трансфузиолог;

торакальный хирург;

челюстно-лицевой хирург;

эндоскопист;

эпидемиолог;

медицинский микробиолог;

медицинский физик;

медицинский психолог;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра-анестезист;

нейропсихолог;

рентгенолаборант;

специалист по гигиене;

специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием.

Профстандарты формулируют минимальный образовательный ценз, которому должен соответствовать специалист, а также детально описывает трудовые функции специалиста.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234167/#ixzz5aY7QIgj1

 

C 18 декабря расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами

18 декабря 2018

Расширен перечень разрешенных валютных операций между резидентами, предусмотренный ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. № 474-ФЗ).

Теперь у резидентов появилась возможность осуществлять также:

- валютные операции с внешними ценными бумагами, если расчеты осуществляются по итогам клиринга;

- валютные операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договора репо, если одной из сторон является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Изменения вступили в силу 18 декабря 2018 года.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1234500/#ixzz5aY5lVrOu

 

Будет ли введен мораторий на поправки в ПДД?

17 декабря 2018

Недавно в СМИ появилась информация о планах ГИБДД ввести мораторий на внесение изменений в Правила дорожного движения: ведомство решило временно не инициировать поправки в Правила. Мотив – правила меняются слишком часто и население не успевает отслеживать изменения. И действительно, документ, от четкого понимания и исполнения которого зависит безопасность миллионов граждан, правится с космической скоростью: только за первые две недели декабря правила изменились 2 раза.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1233843/#ixzz5aYRVdWeu

 

Подготовлен проект профстандарта руководителя медорганизации

17 декабря 2018

Минтруд России представил проект профессионального стандарта для ключевой фигуры медицинской организации (МО).

Согласно проекту руководитель МО должен иметь:

во-первых, высшее образование – бакалавриат/специалитет, и – обязательно – магистратуру по "Общественному здравоохранению";

во-вторых, не менее 2 лет опыта практической работы направлению деятельности в медицинской организации.

Трудовые функции:

управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов и формирования баз данных;

менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к МО;

разработка, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества в медицинской организации;

оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний;

планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения;

информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

организация планирования деятельности МО, включая ФЭД, анализ ее эффективности;

обеспечение закупок для муниципальных, корпоративных и госнужд МО;

стратегическое планирование и прогнозирование деятельности МО.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1233866/#ixzz5aY7t54wW

 

 

comments powered by Disqus