Глава «ОПОРЫ РОССИИ» выступил на заседании Государственного совета под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции.
Из выступления президента «ОПОРЫ РОССИИ» Александра Калинина
Для малого бизнеса добросовестная конкуренция – это, прежде всего, прозрачный и обоснованный доступ на рынки сбыта. Но при этом механизмы должны обеспечивать поставку качественных товаров и экономически обоснованные цены.
Что нас волнует? Согласно исследованию Минфина России, по 223-ФЗ государственные корпорации 95% осуществляют свои закупки вне конкурентных процедур. И беспокоит то, что доля их закупок у единственного поставщика ежегодно растет и превысила уже 60%. Мы очень надеемся, что те законопроекты, которые разработало Правительство России, они заработают с 1 июля. Там и способы закупок резко сокращаются и количество площадок приводится к разумным параметрам. Это правильное решение, мы будем смотреть, как оно будет реализовываться на практике. Вы сегодня сказали, что должен быть какой-то баланс в проведении закупок у единственного поставщика. Когда-то это было 40%, потом 50%, теперь свыше 60%. Нам кажется, что объем тех закупок, мониторинг которых осуществляет госкорпорация по развитию малого и среднего бизнеса, а там закупок у единственного поставщика в разы меньше, могло бы быть больше. Нужно установить для госкорпораций определенный лимит на проведение закупок у единственных поставщиков, потому как они резко сокращают конкурентное поле.
Второй момент, в области закупок, проводимых федеральными органами исполнительной власти или субъектами Российской Федерации, наблюдается гораздо более высокая конкуренция. Вот, к примеру, Москва и другие лучшие регионы могли бы поделиться своими платформами с другими российскими субъектами. Я понимаю, есть противоречия – они вложили в них деньги. Но мы же все выиграем, если самые передовые и качественные решения будут реализованы на других территориях без особых бюджетных затрат.
Третье, закупки инновационной продукции. У нас есть постановление №1442 «О закупках инновационной продукции». Несмотря на то, что доля такой продукции растет, мы наблюдаем определенное противоречие. У нас нет четкого дифференцированного понятия, что такое инновационная продукция и что к ней относится и как она могла бы войти в реестр. Далее возникает другой момент. Ведь, как правило, инновационная продукция дороже обычных технологий. Например, композитные материалы обработки бетонов и битум отличаются. В одном случае мы получаем защиту на весь срок использования, а в другом – на два года. Все-таки для инновационной продукции нужно создать какую-то ценовую преференцию. Такая практика имеется на государственном уровне, в случае, к примеру, с инновационными вагонами, а частным предприятиям, получается, нужно продавать дешевле, а продукт должен быть качественнее, долгосрочнее. Конечно, априори, такая продукция не может быть дешевле.
О приватизации федерального имущества. Мы добились отличных результатов по 159-му федеральному закону, дающему право приватизации регионального и муниципального имущества. Десятки или даже сотни тысяч предпринимателей выкупили такое имущество по рыночным ценам. Но у нас накоплен огромный объем федерального имущества, которое не подпадает под этот закон. Это имущество ФГУП, ОАО, подготовка к приватизации которых стоит огромных денег. И именно в этой области мы видим серьезный потенциал для развития конкуренции.
И в заключении о Дальнем Востоке, поскольку вхожу в Общественный совет Свободного порта Владивосток. Люди пошли туда, хотят развиваться, а вокруг – земли Минобороны России. Нужно ли изымать их из хозяйственного оборота и не давать развиваться тем, кто хочет воспользоваться механизмом поддержки, предоставляемым режимом данного порта. Хотелось бы тоже провести какую-то разумную ревизию на предмет необходимости этих земель для Минобороны России.