Согласно планам правительства РФ, новая система исчисления налога на имущество должна вступить в силу с 1 января 2016 года. Она коснется значительного числа жителей региона, поскольку налог, рассчитанный из кадастровой стоимости, будут платить все физические лица, имеющие недвижимость, а также индивидуальные предприниматели и юрлица.
Основным аргументом разработчиков законопроекта стало то, что сейчас налог рассчитывается из инвентаризационной стоимости объектов, которая с реальной рыночной ценой не соотносится.
В законопроекте предусмотрены льготы для социально незащищенных категорий граждан: пенсионеров, ветеранов, инвалидов. Однако предоставляться они будут только на один объект имущества каждого вида. То есть одну квартиру, один гараж или одну дачу. Предусмотрены и налоговые вычеты.
Депутаты Законодательного Собрания не спешат принять новый закон, поскольку он спровоцировал вал критики. Тем более, что подобный закон, принятый в 2012 году, у большинства жителей области вызвал много вопросов.
Приведем пример. Дом в бывшей деревне Ивачево череповчанка Ольга Гладышева получила в наследство от бабушки. Построен он в 1940 году. Теперь земля, на которой стоит ветхое строение, находится в черте города. Но удобств — канализации, воды, газа и даже нормальной дороги — здесь по-прежнему нет.
Ежегодный налог на дом составлял 14 тысяч рублей. Извещение об уплате земельного налога за 2014 год повергло Ольгу в шок: по новой версии, в государственную казну череповчанка должна заплатить 98 тысяч.
«Я заплакала, когда получила извещения, сумма для меня неподъемная», — признается женщина.
Чтобы выяснить причину удорожания, череповчанка лично обратилась в главное управление Росреестра по Вологодской области:
«Я не знаю, на каких основаниях они переделывают стоимость земли. У нас она получилась 49 миллионов. Таким образом, налог получился 98 тысяч в год. Кроме того, раньше у нас были неправильно оформлены документы в БТИ. Дом в деревне старый, БТИ его оформила как жилой дом, а должно быть написано «индивидуальный жилой дом». Своих ошибок контора не признает. Разница в том, что стоимость земли под жилым домом очень дорогая, а под индивидуальным жилым — значительно дешевле. После обращения в Росреестр они переделали стоимость земли с 49 миллионов на пять. И налог у меня получился не 100 тысяч, а 11, то есть в десять раз меньше».
Подобных ошибок в кадастровой оценке земель в Вологодской области было допущено огромное количество. По самым скромным подсчетам — не менее 30 тысяч. Часть ошибок уже исправлена, но не все владельцы недвижимости знают, куда обращаться, не у всех есть время на длительное разбирательство, в рамках которого часто приходится судиться.
В случае принятия нового закона, ситуация может ухудшиться, считают эксперты. Новой закон (его окончательный вариант, согласно федеральному законодательству, может быть принят до 2020 года) обсудили накануне и в Череповце на круглом столе с череповецкими предпринимателями.
«У депутатов недостаточно информации, чтобы отклонить данный законопроект, поскольку правительство вышло с аргументированной позицией и совершенно справедливыми вопросами. В области 30 тысяч квартир, построенных с 2013 года, вообще никаким налогом не облагаются. Справедливо ли это? Кроме того, введение налога необходимо для решения социальных проблем региона. С другой стороны, есть опасения и малого, и среднего, и крупного бизнеса по данным законопроектам. Так что фактуры для взвешенного решения у нас пока нет», — отметил заместитель председателя Законодательного собрания Вологодской области Алексей Канаев.
Реакция бизнес-сообщества на новый закон однозначна. Мнение предпринимателей выразил президент череповецкой Торгово-промышленной палаты Владимир Штейнгарт:
«В налоговом кодексе написано, что налогообложению по кадастровой стоимости подлежат административные, деловые центры, торговые центры, объекты общественного питания и бытового обслуживания. На этом список исчерпан. А нам предлагают весь список объектов недвижимости области, куда попали библиотеки, клубы ветеранов и все остальные объекты. Я считаю, что благодаря этому закону будет уничтожен малый бизнес».
Основные недостатки законопроекта описала председатель регионального отделения всероссийской общественной организации «Опора России» Светлана Куликова:
«Кадастровая оценка завышена. Оспорить ее нет возможности. Закон еще не введен в области, а значит, суды не примут иски до момента вступления закона в силу. Оспаривание кадастровой стоимости дорого и требует времени, это не пять тысяч рублей, как говорят в департаменте финансов. А если у вас несколько объектов, то сумма вырастает значительно. По судебной практике, которую мы подняли по регионам, суды чаще всего не встают на сторону предпринимателей. Оценку делали по лотам, а это значит, что делали ее разные организации. К примеру, в одном здании на Ленинградской помещение на первом этаже оценивала московская фирма, и его кадастровая стоимость составила 12 миллионов, а второй этаж такой же площади — вологодская фирма, но стоит оно 4 миллиона 800 тысяч. При этом будет различаться налог. А плохо будет малому бизнесу, плохо будет всем. Потому что единственное, что предприниматели смогут сделать по оптимизации, это сократить штат, самим встать за прилавок. А людей куда деть?»
Налоговая нагрузка для ИП и юридических лиц может стать просто неподъемной, подтверждает индивидуальный предприниматель Вячеслав Цветков:
«За магазин «Вальс» я плачу ежемесячно 112 тысяч рублей «вмененку» и за штат еще взносы. А у меня в магазинах больше 700 человек работает. Во время кризиса нам говорили: не сокращайте штат. Мы не сокращали. Паузу нужно дать бизнесу, год или два, потому что иначе потом его будет не восстановить. По кадастровой стоимости налог у меня будет 800 тысяч с лишним с каждого объекта. Откуда взять столько денег?»
От лица предпринимателей, занимающихся бытовым обслуживанием, высказался индивидуальный предприниматель, председатель некоммерческого партнерства «Союзбытсервис» Сергей Панов:
«По сравнению с остальными предпринимателями, у меня не бизнес, я зарабатываю зарплату. Но в моей области треть всего малого бизнеса. Из 30 тысяч предпринимателей десять тысяч — на таком же уровне. В 2011 году выросли в два раза отчисления в Пенсионный фонд, я стал платить на 230 тысяч в год больше. В 2012 году по ИП та же картина, плюс за себя, как за ИП, еще 50 тысяч в год. В 2014 году земельный налог повысился в три раза — еще 60 тысяч в год. Я буду платить за свое смехотворное помещение, согласно кадастровой стоимости, 43 тысячи в год. Цифры вроде небольшие, но для меня это деньги. Итог этой четырехлетки вот какой: в 2010 году у меня было шесть наемных работников, и платил я 396 тысяч в год в бюджеты и фонды, на сегодняшний день у меня два наемных работника, а заплачу я в этом году уже 290 тысяч. То есть бюджет потерял 100 тысяч, а четыре семьи, получавшие неплохие зарплаты, доход потеряли. А сам я уже два года в отпуске не был».
Обсуждение нового закона продолжается. Свое мнение череповчане могут оставить на сайте Законодательного Собрания области в разделе «Обсуждаем законопроекты».
Материал www.cherinfo.ru