Бизнес-ассоциации попросили президента России Владимира Путина на три года обнулить экологический сбор, который должны платить предприятия, не способные утилизировать отходы своих товаров. Об этом говорится в письме 19 ассоциаций, объединяющих производителей продуктов питания и массового спроса, на имя Путина. Бизнес должен будет одновременно платить сбор и строить собственные мощности по утилизации отходов. Вместо развития мусороперерабатывающей отрасли эти меры обернутся ростом потребительских цен на 3-15%, говорится в письме.
Вступившие в силу с 1 января 2015 г. поправки в закон «Об отходах производства и потребления» не определяют величину сбора, и поэтому бизнес не успевает запланировать расходы на создание систем утилизации. Сейчас обсуждается ставка экологического сбора в размере 1,5-4,5% от себестоимости тонны или единицы продукции без учета НДС, сказано в письме со ссылкой на опубликованные Минприроды проекты постановления правительства. Выполнение закона предприятиями, входящими в РАТЭК (подписавшая письмо Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники), обойдется им в $500 млн ежегодно, говорит директор ассоциации по связям с общественностью Антон Гуськов. По его словам, помимо самой утилизации в эту сумму входят документооборот и логистика.
Предприятия должны либо платить сбор, либо утилизировать отходы, объясняет Антон Гуськов. Но сейчас в России нет мощностей, способных удовлетворить массовый спрос бизнеса на утилизацию, а к 2018 г. они появятся, надеется он. Либо предприятия построят собственные заводы, либо объединятся для этого с другими организациями, либо будут пользоваться услугами специальных компаний, число которых должно увеличиться, считает Гуськов.
Без введения сбора переработка мусора как сектор экономики развиваться не сможет, уверен бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов. Сейчас этот сектор он оценивает в несколько миллиардов долларов. В свою очередь, сбор позволит реформировать отрасль и создать более глубокое перераспределение отходов - и тогда их можно будет перепродавать, говорит он. По словам Неверова, схожие инструменты уже есть в развитых странах.
Осенью госкорпорация «Ростех» предлагала назначить ее федеральным оператором строительства и использования инфраструктуры, необходимой для утилизации и размещения твердых бытовых отходов. Об этом гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов писал в письме президенту Владимиру Путину. Благодаря «Ростеху» поступления от экологического сбора могли пойти в отечественную экономику - развивать соответствующие производства и создавать новые рабочие места. В 2015 г. «Ростех» претендовал на 30 млрд руб., которые должны были поступить от экологического сбора.
Однако бизнес-сообщество воспротивилось появлению фактической монополии, утверждает Неверов. Вместо «Ростеха» как единого оператора в законе прописаны единые региональные операторы, которые в каждом регионе будут выбираться с помощью конкурентных процедур, объясняет он.
РАТЭК тоже не важно, кто именно будет федеральным оператором, говорит Гуськов. Он отмечает, что мусор фактически становится товаром и, чтобы не допустить монополии, это не должна быть одна организация.