Аналитика: материал Эксперт

Аналитика: материал Эксперт

Наедине с кризисом

Государственные инвестиции в реализацию масштабных проектов и сырьевая рента, конвертируемая в конечном счете в рост потребительского спроса, в течение последнего десятилетия формировали фундамент экономического благополучия регионов. Однако сейчас ни одна из его составляющих больше не является драйвером развития.

Эпоха государственных мегапроектов подошла к концу. Олимпийские стройки и связанные с ними многомиллиардные федеральные инвестиции вывели в этом выпуске рейтинга Краснодарский край на первое место по минимальному уровню интегрального риска. Однако удержать свои позиции в дальнейшем региону будет непросто. На смену притоку капиталовложений приходят заботы об управлении многочисленными спортивными объектами, сопряженные с немалыми расходами. Новых проектов сравнимого масштаба нет, а имеющиеся (например, проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году), скорее всего, будут реализованы в более экономном варианте.

То, что сырьевая рента больше не является драйвером для развития экономики регионов, в целом было видно и в прошлом году. Основные регионы нефтедобычи – ХМАО, Сахалинская область, Ненецкий АО показывали отрицательную динамику производства и ухудшали свои позиции в рейтинге. Так, ХМАО по уровню интегрального риска по сравнению с прошлым годом просел на 7 позиций, Сахалинская область – на 8, а Ненецкий автономный округ – на 12 (таблица 2). С резким падением цены на нефть и заявлениями о возможном снижении добычи в этом не осталось никаких сомнений. В еще более тяжелом положении находятся регионы, экономика которых опирается на экспорториентированные отрасли, переживающие спад из-за слабой конъюнктуры мировых цен. В зоне особого риска оказались металлурги. Так, снижение на 23 позиции в нашем рейтинге по уровню инвестиционного риска Вологодской области в значительной мере объясняется неблагополучием главного налогоплательщика региона – «Северстали». Хотя именно кризис может поддержать эти отрасли: падение курса рубля обеспечит экспортерам рост номинальной выручки даже при сокращении валютных доходов.

Потребительский спрос долгое время оставался последним фактором, удерживающим региональные экономики от спада. Однако сегодня и этот ресурс практически исчерпан. В 2013 году динамика оборота розничной торговли еще сохраняла положительное значение, но только 18 регионов смогли отчитаться об ускорении темпов прироста ритейла. По данным за 9 месяцев 2014 года признаки скорого спада стали более очевидны. Число регионов, показывающих отрицательную динамику розничного товарооборота, увеличилось до 15, тогда как в прошлом году таких было только 4 (график 3). Прогнозируемое падение реальных доходов населения неизбежно приведет к стагнации в потребительском секторе.

Кумулятивный эффект от ликвидации внешних стимулов развития уже остро ощущается в регионах. Один из лидеров прошлых лет – Белгородская область – в этот раз просела в рейтинге по уровню рисков сразу на шесть позиций. В регионе выросли финансовые, экономические и управленческие риски. Доля убыточных предприятий достигла в 2013 году четвертой части всех организаций области (24,2%), в результате чего доля налога на прибыль сократилась до 18% с 24,6% в 2012 году. И это при том, что налог на прибыль наряду с НДФЛ составляет основу доходной части регионального бюджета.

Мы уже писали подробно в конце 2013 года о патовой ситуации с региональными бюджетами на фоне стагнации экономики. За прошедший год негативные тенденции только усилились. При этом рассчитывать на значимую поддержку со стороны федерального центра регионам сейчас уже не приходится. Доля федеральных трансфертов в совокупных доходах регионов по данным за 9 месяцев 2014 года сократилась до 18% (график 4). Больше всего в перспективе от этого могут пострадать субъекты, где доля собственных доходов в бюджете минимальна, в том числе республики Сибири и Северного Кавказа.

Другие новости

RSS
comments powered by Disqus